Силайн - туры во Францию



Начало -> Крупные города -> Страсбург

Страсбург

Страсбург – приграничный город. Граница между Францией и Германией проходит по Рейну, примерно в 3,5 километров восточнее центра Страсбурга. Французский и немецкий берега связывает мост Европы.

Немного истории

Страсбург – столица Эльзаса, исторического и культурного региона Франции, административный центр департамента Нижний Рейн, расположен на реке Иль при ее впадении в Рейн и на каналах Рейн-Рона, Рейн-Марна.

Город возник на месте Кельтского поселения, после завоевания которого римляне в 12 году до н.э. основали укрепленный лагерь Аргенторатум, разрушенный набегами алеманов и гуннов Аттилы в 451 году.

В 496 году Холдвиг разгромил алеманов и присоединил Аргенторатум к Франции, переименовав его в Стратебургум – «город у дороги» или «город дорог». Здесь издавна пересекались торговые пути, ведущие с севера на юг (от Средиземного моря в северную Европу) по долине Рейна, с дорогами, связывающими запад континента с востоком.

Порт Страсбурга – второй после парижского по значимости речной порт Франции.

В 974 году в Страсбурге начали чеканить собственную монету. В течение двух последующих веков городом управляли епископы. При них началось строительство собора, и была утверждена городская печать с изображением богоматери с распростертыми руками. С течением времени все более активное участие в городском самоуправлении стали принимать представители ремесленных гильдий.

В 1262 году они сконцентрировали фактическую власть в своих руках, разгромив епископские войска в сражении при Гаусбергене. Номинальными хозяевами Страсбурга оставались постоянно враждовавшие между собой дворянские семьи Цорн и Мюлленгейм.

Воспользовавшись распрей, ремесленники в 1332 году создали городской совет, избрали его главу – «аммейстера» и приняли конституцию, последние изменения в которую были внесены в 1482 году. Конституция оставалась неизменной до революции.

С 1434 по 1444 года здесь жил и работал Иоганн Гутенберг – изобретатель наборного типографского шрифта.

Жители Страсбурга поддержали идеи реформации, проповедуемые Лютером, чему способствовал довольно высокий уровень образования (Высшая школа основана в 1538 году; преобразована в Университет в 1604 году). Однако, несмотря на победу Реформации, в кафедральном соборе с 1549 по 1559 года по воле Карла V проходили богослужения по католическому обряду.

В 1678 году Страсбург стал столицей провинции Эльзас, которая в 1681 году вошла в состав Франции.

Во время франко-прусской войны 1870-1871 годов город был осажден и после героического сопротивления оставлен Французскими войсками. После этого до 1918 года он был столицей Имперской земли Эльзас – Лотарингия. После отречения Вильгельма II с 10 ноября по 22 ноября власть находилась в руках солдат и рабочих. Французские войска генерала Гуро вступили в город в конце ноября 1918 года. Накануне Второй Мировой войны в 1939 году часть населения эвакуировалась из города, который вскоре (1940 год) был захвачен немцами.

С 1944 года Страсбург – французский город. Такая бурная история привела к тому, что он стал городом-перекрестком, который можно с полной уверенностью назвать общеевропейской столицей. Поэтому с 1949 года в нем обосновался Совет Европы, который объединяет 41 государство, являясь главным органом во всей европейской структуре. Важнейшие организации Европейского союза – Комиссия по правам человека и Европейский парламент (первая сессия в 1979 году) также расположены в Страсбурге.

Достопримечательности Страсбурга

Старый город

Старый город занимает несколько кварталов вокруг кафедрального собора. От Ж/Д вокзала к нему можно пройти разными путями. Кратчайший из них по улице Мари Кюс, уходящей от вокзальной площади на юго-восток, а далее по мосту через канал и по улице Гранд до собора. Есть и более романтический маршрут. От вокзала идите по улице Мари Кюс до моста, но не переходите канал, а поверните на юг на набережную Альторфер, которая приведет к реке Иль. Берега в этом месте соединяет плотина Вобана, построенная по приказу Людовика XIV. В случае опасности открытие шлюзов плотины позволяло полностью затопить южные городские предместья.

С панорамной площадки, расположенной посередине плотины, открывается вид на красивейший район старого Страсбурга – Птит-Франс («Маленькая Франция»), занимающий стрелку реки и канала, а также западный берег реки Иль, где находится музей современного искусства.

Этот музей находится в ультрасовременном здании, отделанном розовым гранитом. Его фасад обращен к реке. Стены центрального зала (высота 25 метров, ширина 100 метров) выполнены из стекла. В нем экспонируются работы Ханса (Жана) Арпа («отец дадаизма») и его жены Софии Тобер-Арп. Отдельный зал посвящен творчеству Доре. В коллекции представлены основные течения в искусстве ХХ века: импрессионизм, фовизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм. Как бы ни был красив вид на музей, отражающийся в водах реки, вид на Птит-Франс по-настоящему завораживает.

На переднем плане расположены четыре старинные башни (1230-1250): башня Палача, Башня Генриха, башня Ханса фон Альтхайма, башня Французов. Три башни из четырех соединены крытыми мостами. Название мостов сохранилось с тех пор, когда они были частью крепостных стен, но в ХVIII веке черепичную кровлю с них сняли, а в XIX веке деревянные конструкции заменили каменными. Мосты перекинуты через каналы Цорнмуле, Динценмуле, Шпицмуле и Судоходный канал, на берегах которых и стоит Птит-Франс.

Когда-то здесь жили рыбаки, кожевники и мельники. Шлюзы каналов обеспечивали судоходство и доступ от Рейна к дверям почти каждого магазина. Современным название квартал обязан госпиталю, специализирующемуся на лечении сифилиса («французская болезнь»).

Густая сеть каналов, старинные шлюзы эльзасские дома с окнами, украшенными цветами (чаще всего герань), отражающимися в зеленых водах реки, создают своеобразный городской ландшафт. Приходить сюда лучше всего утром или вечером, когда схлынет основной поток туристов, тогда в полной мере можно ощутить, почему Эльзас, так отличаясь от других регионов страны, все-таки остается настоящей Францией.

Войдя в Птит-Франс по крытым мостам, следуйте по набережной Судоходного канала до пересечения с улицей Мулен и далее, через небольшой металлический разводной мостик на площадь Бенжамен-Зис – центр квартала, вокруг которой сохранились типичные дома кожевников. Почти все они построены так, что следующий этаж нависает над предыдущим, а в крышах (на чердаках шились кожи) устроены широкие вентиляционные окна-проемы.

Самым красивым считается дом кожевников (1572 год), стоящий в том месте, где от площади на восток отходит улица Дантель, переходящая в улицу Монне (Монетная улица), название которой напоминает, что когда-то в Страсбурге чеканились собственная монета.

На перекрестке улицы Монне и улицы Мартин-Лютер стоит церковь Сен-Тома, прихожане которой первыми в городе (1529 год) приняли протестантство. Ее легко узнать по массивной романской колокольне.

Западный фасад венчает башня (1230 год), украшенная окном-розой и аркатурой в ломбардском стиле (капители колонн выполнены виде голов). У центрального и боковых нефов церкви одинаковая высота. Такая конструкция называется павильонной. Она типична для рейнской области.

Интерьер церкви – настоящий музей надгробной скульптуры. Самое пышное надгробие (в хоре) – мавзолей маршала Сакса (скульптор Ж.-Б. Пигаль). Мраморный полководец величественно вступает в царство мертвых, окруженный животными, символизирующими покоренные им страны.

Звук органа церкви Сен-Тома (мастер Зильберман) признан одним из самых чистых и насыщенных в мире. На этом инструменте часто играл А. Швейцер.

Обойдя церковь с севера, и двигаясь на восток до перекрестка с улицей Дивизьон-Леклекрк (по ней ходят трамваи) и далее по улице Серрюрьер, попадаем на площадь Гутенберг. В ее центре установлен памятник И. Гутенбергу (скульптор Давид Д’Анже, 1840 год). Отец промышленной полиграфии, живший в Страсбурге (1434-1444), изображен со страницей книги в руках. На листе надпись: «Et la lumier fut» («И стал свет»). Это цитата из Книги Бытия, отпечатанной Гутенбергом в 1455 году.

Самое красивое здание на площади – бывшая ратуша (архитектор Шох, 1585 год) – типичный образец местного смешения архитектурных стилей: фасад украшен псевдоантичной колоннадой, а крыша остается эльзасской – островерхой с многочисленными чердачными окнами.

От южного угла площади отходит улица Мерсьер, которая выходит на соборную площадь точно по главной оси собора Нотр-Дам. С нее открывается лучший вид на западный фасад собора.

Прежде, чем приступить к осмотру храма, обратите внимание на дом на углу улицы Мерсьер и Соборной площади. В нем находится, возможно, самая старая аптека «У оленя». Она работала, когда строительство собора (освящен в 1284 году) шло полным ходом, когда в 1439 году, наконец, достроили самую высокую для того времени северную башню (142 метра), и продолжает существовать, хотя южную башню так никогда уже не построят. Фахверковые второй и третий этажи установлены на первом арочном. Они поддерживаются угловой колонной, немного отстоящей от стен дома. Это «бюшмессер» (измеритель живота). Средневековые каменотесы должны были быть достаточно стройными для того, чтобы высекать из камня готическое кружево. Поэтому каждый из них перед работой протискивался в щель между колонной и фасадом аптеки.

Первое каменное культовое сооружение на месте на месте собора – церковь в романском стиле – было построено в 1015 году. В 1176 ее перестроили на новом фундаменте из дубовых свай (укреплен бетоном в наши дни). В качестве строительного материала использовали розовый песчаник, привезенный с Вогезов.

Во время перестройки, законченной к 1284 году, в романскую архитектуру мастера, прибывшие из Шартра, включили элементы готики, но, тем не менее, здание сохранило характерные романские черты, которые больше всего заметны в оформлении хора, трансепта и башни-фонаря.

В 1399 году начали строить северную башню портала. В это время в Европе готика получила повсеместное признание. Изящный восьмигранник (66 метров), поддерживающий шпиль (76 метров) возводил с 1399 по 1419 год Ульрих Энзингенский. Главной задачей было построить самую высокую в Европе колокольню, поэтому в процессе строительства высоту башни пришлось увеличить на 7 метров. Достраивал башню, шпиль и сам собор с 1420 по 1439 год архитектор из Кельна Иоганес Хюльц.

Так родился архитектурный шедевр – готический шпиль собора, взметнувшийся на 142-метровую высоту над равнинами Эльзаса. До XIX века (построены колокольни в Ульме и Кельне) это был самый высокий шпиль христианского мира. Жители Страсбурга утверждают, что вторую башню не стали строить сознательно. Так поступили для того, чтобы собор стал похож на лебедя – символ верности.

Западный фасад архитектор Штайнбах выдержал в готическом стиле и декорировал статуями и барельефами. Самая яркая деталь отделки – ажурные аркатуры, установленные перед несущими стенами: искусствоведы называют их каменными арфами.

В трех тимпанах (XIII) находятся скульптурные группы: «Вход в Иерусалим», «Страсти господни», «Воскресение», и «Смерть Иуды». В сводах сцены сотворения мира», «История Авраама», фигуры апостолов, евангелистов и мучеников. На опорах арок южного портала размещена скульптурная группа, изображающая «Искусителя и дев разумных и неразумных». На северном «добродетели», побеждающие «Пороки».

По спиральной лестнице (332 ступени) можно подняться на галерею западного фасада и на смотровую площадку, откуда открывается вид на шпиль собора и Старый город.

Неф собора (длинна 64 метра, высота 32 метра) строился с 1240 по 1275 год. Свет в него проникает сквозь витражи (XIII-XIV). Страсбургские мастера использовали светлые красители, поэтому все пространство залито теплым золотистым светом. Наиболее декоративные витражи в окне-розе западного портала, а самые старые – в нижней части северного фасада ( императоры Священной Римской империи германской нации).

Северную стену нефа украшает также орган (1385 год). Его корпус оформлен причудливыми фигурами, самая знаменитая из которых обезьяна-ревун. В средние века ее устами произносились проповеди, в основном антикатолической направленности.

Кафедра епископа (1485 год) построена в стиле «пламенеющей готики».

В северном трансепте сохранились витражи конца XII века – «Суд Соломона» и «Св. Иоанн». Здесь также находится перенесенная с кладбища скульптурная группа (1498 год), изображающая события на Масличной горе.

Хор собора (XIV век) – прекрасный образец романского стиля. Золотой мозаичный купол, витраж, изображающий Богоматерь и богато декорированные арки трифория после многочисленных реставраций обрели первоначальный облик.

В южном трансепте находится Столб ангелов (XIII) с изображением сцен страшного суда и витражи XII-XIV веков.

Несомненный интерес вызывают астрономические часы – сложное инженерное сооружение высотой около 30 метров, сочетающее в оформлении готические и ренессансные черты. Они установлены в южном трансепте в 1570 году. Механизм сконструировал К. Дазиподиус. После революции часы остановились и стояли до 1842 года, когда Ж.-Б. Швильге, добавив к конструкции планетарий и церковный календарь, вновь запустил механизм. Каждую четверть часа происходит «малое представление»: фигуры, символизирующие смену четырех возрастов, проходят перед фигурой смерти. Каждый час ангел переворачивает песочные часы. В астрономический полдень (12:30) фигуры апостолов, вращаясь, проходят мимо Иисуса, троекратный крик петуха напоминает об отречении Петра. Посмотреть это представление можно, лишь войдя в собор через южный (самый старый, украшен часами) портал, который оформлен знаменитыми фигурами: «Церковь» и «Синагога» (копии).

Северный портал собора называется Порталом волхвов, он выполнен в реалистической манере, характерного для позднего средневековья.

Квартал старинной застройки, сосредоточенный вокруг собора принято называть Квартал Собора. В него входят улица Альбард – бывшая античная Кардо и rue du Dome – бывшая Декуманус города Аргенторатума. Больше всего здесь домов XVIII века, построенного из добытого в Вогезах красного песчаника.

На соборной площади жили богатые священнослужители. В северной части Соборной площади находится, возможно, самое большое и красивое фахверковое городское здание – Дом Каммерцель (1268 год), украшенное фресками и деревянной скульптурой. На фасаде 75 окон с резными наличниками (библейские сюжеты, знаки зодиака, пять чувств). Угловая опора оформлена аллегориями философских добродетелей: второй этаж – группа «Любовь» (женщина, дети и пеликан); третий - «Надежда» (женщина и птица феникс); четвертый этаж - группа «Вера» (женщина и грифон).

Удовольствие от прогулки по улицам и площадям квартала: ул. Мерсьер, ул. Фрер, ул. Жюиф, ул. Корди, пл. Марше-о-Кошон-де-Ле (площадь Рынка молочных поросят) можно совместить с осмотром шедевров, хранящихся в городских музеях.

На площади Шато, напротив Южного портала собора расположены Музей собора Нотр-Дам и Дворец Роганов.

Музей собора Нотр-Дам

Занимает несколько зданий. На площадь выходят фасады стоящих рядом похожих домов. Первый (1347 год) завершается ступенчатым щипцом, а второй (1585 год) – щипцом, украшенным валютами. Архитектурный ансамбль дополняется гостиницей «У оленя» и фахверковым зданием XVII века, окна которого выходят в сад, разбитый в соответствии с предписаниями Альберта Великого.

Самый знаменитый экспонат в коллекции музея – «Голова Христа» - часть витража, привезенная с Висамбура (север Эльзаса), с изображением Иисуса. Считается, что это самый старый (XI век) из сохранившихся во Франции витражей. Кроме того, здесь же выставлены подлинники статуй, ранее украшавших южный портал собора, - «Синагога» (женщина со связанными глазами, аллегория иудаизма), «Церковь» (аллегория христианства) и композиция «Искуситель и Девы разумные и неразумные».

Все фигуры датируются 1230 годом. В музее также хранится коллекция романской, готической и ренессансной скульптуры, а также рисунки архитектора Штайнбаха.

Дворец Роганов

Построен для кардиналов Роганов, сменявших друг друга в страсбургском епископстве. Работы начались при Армане Гастоне (внебрачный сын Людовика XIV). Архитектурный стиль полностью соответствует вкусам эпохи правления Людовика XV: фасад, отделанный желтым и розовым песчаником, колоннада (коринфский ордер) перед входом, украшенная скульптурой и вазонами, красивый антаблемент, мансардные крыши, внутренний двор, окруженный балюстрадой. Парадные залы (XVIII век) включают зал Синода, салон епископов, королевскую спальню, малые апартаменты, библиотеку в часовне. Их интерьеры считаются одними из самых красивых во Франции.

Первым гостем, посетившим дворец, был Людовик XV. Сейчас во дворце размещаются три музея.

Археологический музей демонстрирует находки, представляющие историю региона от каменного века до времен правления Меровингов (800 гг.).

В Музее декоративного искусства представлена история городских ремесел и декоративно-прикладного искусства, а также одна из лучших коллекций французской керамики: фаянс, фарфор из Страсбурга и Нидервиллера. В нескольких залах сохранены интерьеры времен Людовика XV и Марии-Антуанетты.

Музей изящных искусств известен полотнами итальянских мастеров эпохи Возрождения (Джотто, Боттичелли, Рафаэль), работами испанцев (Сурбран, Мурильо, Гойя) и старых (XV-XVII века) голландцев. Интересен портрет элегантной красавицы в черной треугольной шляпе, держащей на руках японского хина, - «Прекрасная жительница Страсбурга».

Южнее дворца Роганов на набережной реки Иль находится пристань катеров кампании Strasbourg Fluvial. Гуляя по набережной против течения реки и минуя площадь Marche-aux-cochons-de-lait, выходим к мосту, рядом с которым в здании бывшей скотобойни (1586 год) размещается Музей истории Страсбурга. В экспозиции старинные макеты (самый ранний 1725 год) Страсбурга, коллекция лоружия и оловянных солдатиков.

На противоположный берег ведет мост Корбо, который называют также «Мостом мучеников». В средние века приговоренных к смерти сажали в железные клетки и спускали с моста в реку.

Дом № 1 на набережной Бательер, идущей от моста на восток (по течению), самая старая городская гостиница «Cour du Corbeau» (Вороний двор). На запад от моста отходит набережная Сен-Никола, где в трех зданиях XVI и XVII веков расположен Музей Эльзаса. Здесь представлены интерьеры жилых помещений Эльзаса XVIII-XIX веков, характерная утварь, расписная мебель, старинные детские игрушки.

Пройдем от моста на север в кварталы старого города – пешеходную зону с прекрасно сохранившимися традиционными эльзасскими домами, украшенными деревянными галереями, лоджиями, окнами из цветного стекла. Для них также характерны островерхие крыши с множеством слуховых окон. В 1682 году строительство подобных домов во Франции было запрещено, однако в Страсбурге их продолжали строить. Каждый дом по-своему интересен, а вместе они составляют уникальный городской ансамбль, который наряду с Прагой и Венецией включен ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.

Придерживаясь направления на север, окажемся на площади Клебер. Это самая знаменитая городская площадь, названная в честь Ж. Клебера (1753-1800), героя битвы при Майнце (1793 год) Флёрю и Маастрихте, который был предательски убит в ходе кампании Наполеона в Египте.

В XVIII веке на площади был плац, а сейчас проводятся ярмарки и праздничные шествия. В здании, построенном для гаупвахты сначала размещалась консерватория, затем ресторан. Превратить ресторан в развлекательный комплекс поручили Хансу Арпу и его жене Софии Тобер. Теперь центр досуга «Сine-Bal» признан памятником архитектуры.

Еще дальше на север, уже за каналом, на площади des Halles находится огромный торговый центр. Немецкие кварталы.

Идя на северо-восток от площади Клебер по улице de la Mesange, попадем на площадь Брогли. В средние века здесь проходили рыцарские турниры. В 1730 году военный губернатор Страсбурга герцог Франсуа-Мари де Брой принял решение о благоустройстве площади. В северо-западной ее части стоит здание Banque de France, знаменитое тем, что во времена революции в нем располагалась мэрия, где впервые исполнили «Боевую песнь Рейнской армии» (она же «Марсельеза»). Дом украшают два барельефа. На одном – профиль автора «Марсельезы» Руже де Лиля, на другом – Шарля де Фуко, с помощью маятника наглядно продемонстрировавшего вращение Земли вокруг своей оси.

Роскошный особняк Ганау-Лихтенбергов располагается на южной стороне площади. Перед зданием Рейнской оперы, построенной в начале XIX века в итальянском стиле, с перистилем, украшенным фигурами муз, установлен обелиск, посвященный освободителю Страсбурга, генералу Леклерку.

В доме, стоящем в северной части площади находится офицерский клуб. Перед ним – памятник Генералу Келлерману и несколько пушек.

К северо-востоку от площади Брогли, за мостом через канал, лежит площадь Репюблик, вокруг которой сосредоточены общественные здания конца XIX века, построенные немецкими архитекторами в характерном прусском имперском стиле, сочетающим черты неоромантизма, неоготики и неоренессанса: Рейнский дворец, префектура, библиотека, Опера (Городской театр).

Когда немцы отторгли, как казалось, навсегда Эльзас от Франции, они старались на каждом, вновь построенном здании оставить специальный знак, утверждающий его принадлежность Германии. По окончании Первой мировой войны французы стерли немецкие надписи и заменили их аббревиатурой RF (Французская Республика).

Рейнский дворец построен специально для императора Вильгельма I. Когда император увидел чертежи архитектора Эггерта, он лишь произнес: «Колоссально!». Строительство колосса из желтого песчаника завершили в 1888 году. В этом же году император умер, а открывал дворец его внук Вильгельм II.

В 1936 году в центре площади установлен памятник павшим. Скульптурная композиция изображает мать с двумя погибшими сыновьями. Один погиб за Францию, другой – за Германию. Сквер засажен магнолиями голоцветными, обильно цветущими ранней весной.

На восток площадь Репюблик отходит в улицу Либретте, которая заканчивается у здания Страсбургского университета – втрого по значению после Сорбонны университета Франции, который открылся в 1566 году. В нем учились Гете и Меттерних. Университетский дворец (1884 год) – еще один образец немецкой архитектуры конца XIX века.

На территории университета находятся несколько музеев: Зоологический музей, Большой зал обсерватории, Планетарий.

От университетского дворца на северо-восток отходит allee de la Robertsau, переходящая в av. De l’Europe. По ней можно попасть к тенистому, ухоженному парку Оранжереи с аккуратными аллеями и цветниками.

К северо-востоку от Оранжереи стоит Дворец Европы. Другой его фасад выходит на реку Иль. Величественное сооружение из розового песчаника, стекла и стали построено в 1975 году. В нем проводятся ежегодные сессии парламентской ассамблеи европейских государств, в которых участвуют представители 41 страны. Во время ассамблей возможно посещение зала заседаний.

На противоположном берегу – ультрасовременный архитектурный комплекс Европарламента, связанный с дворцом Европы мостом-переходом. Европарламент открыт в 1999 году. Двенадцать раз в год здесь проходят пятидневные сессии, на которые собираются 626 делегатов из стран Евросоюза. Во время сессии можно понаблюдать за дебатами.

За каналом Рейн-Марна во дворце Друа-де-л’Ом работает европейский суд по правам человека.

Если с площади Университета вернуться к реке, перейти его по мосту Пон-Марсейез и на противоположной стороне сразу повернуть на запад, на улицу Pontonniers, то она, перейдя в улицу Куртин приведет к площади Сент-Этьен. Это одна из самых камерных и тихих площадей старого Страсбурга, возникшая в XIII веке. В здании со щипцом, оформленном валютами, до революции заседало дворянское собрание, а нынче находится клуб студентов-католиков.

В центре площади под липами установлена (1931 год) скульптурная композиция «Ловец синиц», полученная в Германии в обмен на огромного «Отца-Рейна», стоявшего перед театром площади Брогли.



Случайное фото


PICT0118
PICT0118
Посмотреть все
фотографии

Регионы


Это интересно

В Шантийи есть уникальным музей лошади и самый большой клуб конного поло в Европе.

Крупные города

Разработка, поддержка
и раскрутка сайта: агентство